Советский и российский джаз
Джаз в России зарождается практически одновременно с его расцветом в США. Первой ласточкой стал концерт «Первого республиканского джаз-банда» 1 октября 1922 г. Однако первые «джазоподобные» грамзаписи появляются только в 1926 году, т.к. основные джазовые коллективы 20-х годов остались незаписанными. 1 марта 1927 г. в московском клубе дебютирует «АМА-джаз» — первый советский профессиональный джазовый коллектив под руководством пианиста Александра Цфасмана. В 1928 г. «АМА-джаз» становится первой джазовой группой, вживую сыгравшей в студии Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшим пластинку («Аллилуйя» Виктора Юманса, достаточно вспомнить булгаковский бал Воланда — «джаз обезьян» играет там именно эту пьесу, она в конце 20-х была очень популярна). По большей части, джаз в СССР оставался независимым явлением, поскольку особых контактов с западными представителями джаза не было, то наши музыканты обучались, в основном, по пластинкам. Второй важный штрих уникальности советского джаза – его связь с песней и театром, которая была подготовлена всем развитием легкой русской музыки, где превалировали вокальное искусство и водевиль. Лишь немногие ансамбли (например, коллектив Александра Варламова) отклонялись от заданного направления, играя только джазовую музыку.
В СССР отношение к джазу было весьма скептическим. «Великий пролетарский писатель» Максим Горький дискредитировал джаз в своей статье «О музыке толстых», опубликованной в газете «Правда» в 1928 году. Можно только догадываться, какое количество грязи, незаслуженно вылилось в адрес отечественных джазовых исполнителей Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ). Однако джаз не сломался и выжил.
В 1934 г. выходит с оглушительным успехом первая советская музыкальная комедия «Весёлые ребята» Григория Александрова. В главной роли – певец советской эстрады Леонид Утёсов, который свой оркестр называл «Теа-джаз» («театральный джаз»). Незамысловатая утёсовская музыка с одесскими корнями на многие годы становится синонимом слов «советский джаз» для большинства слушателей страны.
Советский джаз 30–40-х гг. – это уникальное музыкальное явление, которое расцвело в условиях «железного занавеса». Это показало всему миру, что даже в условиях культурной изоляции наши музыканты способны играть джаз на мировом уровне. Заметный вклад в развитие отечественного джаза внёс Эдди Рознер – композитор и руководитель оркестров. Рознер начал свою карьеру в европейских странах. Затем он переехал в Советский Союз и стал одним из основателей свинга и белорусского джаза.
В 50–60-е гг. оркестры Олега Лундстрема и Эдди Рознера возобновили свою деятельность. В стране появились новые коллективы, среди которых выделялись оркестры Вадима Людвиковского (Москва) Иосифа Вайнштейна (Ленинград), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Они воспитали целую плеяду новых аранжировщиков и исполнителей. Среди них Константин Носов, Борис Рычков, Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза (Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Вячеслав Ганелин, Давид Голощекин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.) Многие из перечисленных выше мэтров начинали свой творческий путь с концертов на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 по 2009 год, открыв новые имена звёзд современного поколения отечественного джаза (Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко, братья Александр и Дмитрий Бриль и др.). После спада интереса к джазу в 90-е гг., он снова стал пользоваться популярностью среди молодёжи. В Москве постоянно проводятся фестивали джазовой музыки, например, «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Модной клубной джазовой площадкой в Москве стал джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных блюзовых и джазовых звёзд.