Истоки

Истоки джаза нужно искать в слиянии африканской и европейской музыкальных культур. Как ни удивительно, но джаз начал свою историю с Христофора Колумба, т.к., открыв Америку для европейцев, великий первооткрыватель дал импульс для взаимопроникновения африканской и европейской музыкальных традиций. Дело в том, что, во время освоения американского континента, европейцы стали привозить чернокожих рабов, переправляя их с западного побережья Африки через Атлантику, а вместе с рабами, они привезли туда музыкальную культуру африканцев, которая отличается особым вниманием к музыкальному ритму. Для любой африканской музыки, которая сопровождается танцами с быстрыми притоптываниями и прихлопываниями, характерны ритмическое многоголосие, полиритмия и перекрестная ритмика. Европа, в свою очередь, внесла в джаз гармонию и мелодику, мажорные и минорные стандарты, солирующее мелодическое начало.
Родиной джаза стали США. Существует несколько точек зрения о том, где именно возник джаз. Первая утверждает, что джаз сформировался на севере США, именно там, в 18 веке французские и английские протестанты-миссионеры активно обращали негров в христианство. Именно здесь зарождается совершенно уникальный музыкальный жанр «спиричуэлс» – духовные песнопения, которые начали исполнять североамериканские негры. Эти песнопения отличались сильной эмоциональностью, а также импровизационным характером. Из этих песен впоследствии и возник джаз. Вторая говорит о том, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где практически все европейцы были католиками. Они с особым пренебрежением относились к африканцам и их культуре, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора, в силу чего на основе подлинной африканской ритмики и сформировался джаз. Жизнь третьей точке зрения дал автор книги «История джаза» Маршалл Стернс, директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований. Он считает, что основой джазовой музыки является слияние блюза, религиозных песнопений американских негров, африканского фольклора прошлого, рабочих песен, западноафриканских ритмов, композиций уличных духовых оркестров и бродячих музыкантов.