Соул

Близкий родственник хард-бопа, соул джаз представлен малыми составами, базирующимися на органе. Эти мини-составы появились в середине 1950-х гг. и продолжали выступать в 1970-е гг. Основанная на блюзе и церковных песнопениях, музыка соул-джаза поражает афроамериканской духовностью. Прославленные органисты джаза: Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит пришли на сцену именно в эпоху соул-джаза. Все эти музыканты вели в 60-х свои группы, часто играя в составе трио в небольших помещениях. Тенор-саксофон здесь также был эффектной фигурой, добавляя своё соло в общий ансамбль. Такие мастера, как Стэнли Террентайн, Эдди «Столбняк» Дэвис, Джин Эммонс, Эдди Харрис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид «Болван» Ньюман, а также и члены коллективов Рэя Чарльза, Чарльза Мингуса конца 50–60-х гг. являются яркими представителями стиля. Как и хардбоп, соул-джаз отличался от вэст-коуст-джаза: эта музыка вызывала страстные эмоции и сильное чувство сплочённости, а не одиночества и эмоционального охлаждения, которые были свойственны уэст-коэст джазу. Популяризации музыки среди широкой аудитории способствовали стремительно закрученные мелодии соул-джаза. В них часто использовались басовые фигуры и повторяющиеся ритмические семплы.
К числу соул-джазовых хитов относятся композиции пианиста Рэмси Льюиса «The In Crowd», 1965 («Посвященные») и Харриса-МакКейна «Compared To What», 1969 («По сравнению с чем»). Стоит отметить, что недопустимо путать соул-джаз с «соул музыкой». Пусть и под влиянием госпела, но соул-джаз вырос из бибопа, а корни соул-музыки находятся в популярном с начала 60-х ритм-энд-блюзе.