Предшественник джаза и стимул для появления новых стилей

predshestvennik-dzhaza-i-stimul-dlya-poyavleniya-novyx-stilejНемного истории

В США сложился в свое время предшественник джаза, т.е. жанр регтайм. Специалисты говорят, что он был особенно популярным в период с 1900 по 1918 гг., т.е. на протяжении восемнадцати лет. Между тем, регтайм – это танцевальная форма, которая имеет размер 2/4 или 4/4. Такой размер предполагает звучание баса на нечетных, аккорды на четных долях такта. Таким образом, создается впечатление, что звучит типичный «маршевый» ритм. Если говорить о мелодической линии, она сильно синкопирована. Если говорить о композициях в этом жанре, то кол-во музыкальных тем – 4.

Еще раз надо подчеркнуть тот факт, что регтайм – один из предшественников джаза. Джаз получил от него остроту ритмичную, которая создается несовпадением ритмически свободной, «разорванной» в некотором плане мелодии. Когда закончилась Первая мировая война, регтайм вернулся в моду, как салонный танец. От него пошли другие танцы, в том числе фокстрот.

Ритм этой формы своеобразный, и изредка встречается в творчестве некоторых профессионалов. Так, например, он прослеживается в сочинении А. Дворжака, которое написано на американскую тему. В 1918 г. вышел «Регтайм» И. Стравинского, написанный для 11 инструментов. До сих пор не удалось установить происхождение слова «регтайм», но есть версия, что оно пошло от английского «ragged time», которое переводится на русский язык не иначе, как «разорванное время».

Связь с джазом

Если бы не творчество Д. Р. Мортона, но не возникло бы связующее звено между джазом и рэгтаймом. Мужчина признал формальную структурность рэгтайма, сделал ее более свободной и в басовой линии в том числе. В итоге сформировалась особая фортепианная техника, которая известна в массах под термином «stomp piano». Потом в дело вмешались другие пионеры фортепианного джаза. Например, Ч. Давенпорт ввел в обиход стиль буги-вуги. Он учился рэгтайму, сделал в течение жизни записи многих композиций в блюзе. Рэгтайм приблизился к джазу и блюзу в творчестве Д. П. Джонсона. Так родился стиль «stride piano». Потом сформировался стиль «trumpet piano», который был создан совместными усилиями Э. Хайнса и Т. Витэрфорда. Свинговый стиль придумал уже Д. Эллингтон.