Фри-джаз

Название «фри-джаз» (свободный) произошло от одноименной грампластинки Орнета Коулмена (1960), основоположника этого стиля (наряду с Джоном Колтрейном etc.). Среди других представителей: Дон Черри, Арки Шеп, Цесил Тэйлор, Альберт Эйлер, Петер Бретцман, Тео Йоргенсмен. Основными чертами фри-джаза можно назвать полную свободу в гармонии, коллективную импровизацию, значительную интенсивность выражения, полиритмию, включение воздействия этнической музыки разных стран, расширение палитры звучания посредством искажённого звука (скрипов, шумов).
Тема в фри-джазовом произведении настолько свободна, что, как правило, включает лишь несколько нот. Импровизации не носят спланированного характера. Лады, которые являются указателями для импровизации в классическом джазе (или тональные центры), не используются. Вместо чёткого метра здесь выступает пульс, который подчиняет перекрёстные ритмы ударных и других инструментов. Фри-джаз не имеет отношения к музыкальному хаосу, несмотря на распространённое мнение. Он требует от музыкантов совершенного мастерства, абсолютного понимания и великолепного знания любого элемента джаза. Для слушателей фри-джаз воспринимается как, своего рода, приключение, где на их глазах зарождается и развивается живое, неповторимое произведение. Теперь фри-джаз представляет собой признанное и популярное джазовое направление. Фри-джаз способствовал появлению авангардного джаза, в частности в творчестве таких музыкантов, как Эрика Долфи и Чарльза Мингуса. Комбинация свободного джаза с фанковой музыкой привела к обособлению стиля фри-фанк, к которому обращались уже прославленные на фри-джазовой сцене Art Ensemble of Chicago, Дерек Бейли и другие. Очень сильно фри-джаз повлиял на авангардный рок (Soft Machine, Фрэнк Заппа, Captain Beefheart and His Magic Band, Gong, Fred Frith, King Crimson, Henry Cow и др.).