Криэйтив

Одновременно с фри-джазом образовалось направление криэйтив, которое тоже основывалось на идее экспериментов, авангарде и стремлении музыкантов обновить уже ставший классикой и потому несколько приевшийся традиционный джаз. Пионерами стиля стали пианист Ленни Тристано, саксофонист Джимми Джоффри, композитор Гюнтер Шуллер. Постепенно джаз становился все привычнее, и музыканты решались на все более смелые эксперименты, преображая привычные джазовые композиции элементами других стилей, а то и совсем обновив тональность, ритмы и структуру мелодии. Криэйтив, будучи авангардистским направлением, вернул джазу свободу самовыражения, которая была у него в эпоху первых джаз-бэндов. Теперь же музыканты многое умели технически и могли использовать самые разнообразные элементы. Композиция постоянно менялась в процессе игры – фактически она представляла собой бесконечную аранжировку: в одну и ту же тему включались различные ритмы, целые узнаваемые мелодии. Импровизация была чистой музыкальной абстракцией, которая порой со стороны звучала хаотично. К более поздним виртуозам стиля причисляют пианистов Пола Блея и Эндрю Хилла, барабанщиков Санни Мюррея и Эндрю Сирилла, саксофонистов Энтони Бракстона и Сэма Риверса, а также членов сообщества AACM (Ассоциации для Продвижения Творческих Музыкантов), типа «Art Ensemble of Chicago» (Художественного Ансамбля Чикаго).