Джаз в России сформировался благодаря опыту таких музыкантов, как В. Парнах, А. Цфасман, Л. Утесов и т.д.

Никого уже и не удивишь проведением джаз-фестиваля в РФ. Несмотря на то, что удивление в массах не наблюдается, немногие из поклонников этого музыкального стиля и направления знакомы с историей его зарождения. Между тем, в ней есть немало интересных деталей. Так, к примеру, оказывается, джаз-сцена зарождалась в Советском Союзе наравне с ее становлением в США. Обычно все новое приходит сначала в Америку, а только потом зарождается в РФ. В случае с джазом все по-другому. Правда, на момент своего зарождения в РФ в 20-е гг. прошлого века в США у него было уже много поклонников.

Первый джазовый оркестр в СССР появился в 1922 г. Он был создан В. Парнахом (переводчик, танцор, театральный деятель). Он был создан в столице. Так как эта информация ни от кого не скрывается, то становится понятным, почему Днем рождения отечественного джаза считает 1 октября 1922 г. Именно в тот год и в тот день состоялся первый концерт коллектива, созданного В. Парнахом. После него джаз в России стал развиваться «семимильными шагами». К примеру, появился еще один оркестр во главе с А. Цфасманом, который прославился тем, что выступил в радио-эфире и записал свою музыку на пластинку. Отличие советских групп от современных состоит в том, что упор делался на исполнение модных танцев (чарльстон, фокстрот).
Джаз в советской России стал широко популярным лишь к 30-м гг. прошлого столетия. Его популярности поспособствовал ансамбль из Ленинграда, в котором верховодили Л. Утесов (актер и певец) и Я. Б. Скоморовский (трубач). В 1934 г. увидела свет кинокомедия «Веселые ребята», которая называлась сначала по-другому «Джаз-комедия». Она была посвящена истории джазового музыканта. Под нее даже вышел саундтрек, который был написан И. Дунаевским. Утесов и Скоморовский поспособствовали формированию и развитию новому стилю, который стали называть – «теа-джаз», который уже исходя из названия, был смесью музыки, театра, оперетты. Главная роль в театральном джазе отводилась вокальным номерам и элементам представления.
Э. Рознер – человек, который также повлиял на зарождение нового для целой страны музыкального направления. Джаз в СССР и России складывался под западным влиянием. К примеру, Эдди, будучи композитором, музыкантом и руководителем оркестров, начал свою карьеру в Польше, Германии и других странах Европы. Потом он перебрался в Советский Союз, и, стал использовать свой опыт в становлении направления в РФ. С его помощью приобрел реальные черты свинг, а также стал складываться белорусский джаз. Опять же нельзя забывать о вкладе в свинг А. Цфасмана и А. Варламова, которые популяризовали направление в 30-40-е гг. прошлого века.